Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Юбилеив искусстве

Опубликовано 26.10.2022

26 октября мир искусства отмечает 180 лет со дня рождения русского художника Василия Васильевича Верещагина, выдающегося живописца, литератора, одного из самых известных художников-баталистов.

Родился художник в городе Череповец, в семье помещика. Образование получал в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858–1859 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. В 1860 Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств. Обучался в мастерской Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств. Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане, участвуя в походах русских войск, два раза – в Индии. В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Посетил Сирию и Палестину, США, Филиппины, Кубу, Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.

Художник И. Н. Крамской так писал после знакомства с работами Верещагина: «Верещагин не просто художник, а нечто большее».

 В 1867 году Верещагин получает приглашение генерала К. П. Кауфмана, Туркестанского генерал-губернатора, состоять при нем художником. Здесь живописец получил настоящее боевое крещение, находясь в осаде Самарканда. За участие в обороне города Верещагин получил Орден Святого Георгия 4 класса. Впечатления от личного участия в обороне дали материал для «Туркестанской серии», имевшей колоссальный успех в России и Европе.

Узнав о начале русско-турецкой войны, он немедленно отправляется в действующую армию. Его причисляют к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией. Участвует в некоторых сражениях, пишет этюды, в июне 1877 года получает тяжелое ранение, он попросился на борт миноносца «Шутка», устанавливающего мины на Дунае.

Когда началась русско-японская война, Василий Васильевич поехал опять на фронт. Он погиб 31 марта 1904 года вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.

В. В. Верещагин никогда не писал по заказу. У него было свое видение этого мира, своя философия. Его картины были популярными и скандальными уже при жизни мастера. Как баталист, мастер изображал войну без прикрас. В его творчестве нет торжественных маршей и сверкающих красотой мундиров. Все ужасы войны и бессмысленность происходящего виртуозно описаны в работах художника.

Одна из самых грандиозных и символичных картин мастера - это картина «Апофеоз войны», написанная в 1871 году. На выжженой земле стоит пирамида из человеческих черепов. Многие из них выписаны очень чётко, можно даже определить, от чего умер человек — от пули, сабли или сильного удара. Часть черепов сохранила последние эмоции людей: ужас, страдание, непереносимую муку. На горизонте виднеется разрушенный город. Рядом с пирамидой кружат вороны. Для них, безучастных к судьбе людей уничтоженного поселения, — это пир во время чумы.

Часто Верещагин делал поясняющие надписи на картинах, чтобы пояснить сюжет и сформулировать свои эмоции зрителю. Текст на холсте этой картины гласит: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». То есть своей работой художник напоминает, какой ценой даются военные триумфы.