26 октября мир искусства отмечает 180 лет со дня рождения русского художника Василия Васильевича Верещагина, выдающегося живописца, литератора, одного из самых известных художников-баталистов.
Родился художник в городе Череповец, в семье помещика. Образование получал в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858–1859 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. В 1860 Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств. Обучался в мастерской Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств. Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане, участвуя в походах русских войск, два раза – в Индии. В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Посетил Сирию и Палестину, США, Филиппины, Кубу, Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.
Художник И. Н. Крамской так писал после знакомства с работами Верещагина: «Верещагин не просто художник, а нечто большее».
В 1867 году Верещагин получает приглашение генерала К. П. Кауфмана, Туркестанского генерал-губернатора, состоять при нем художником. Здесь живописец получил настоящее боевое крещение, находясь в осаде Самарканда. За участие в обороне города Верещагин получил Орден Святого Георгия 4 класса. Впечатления от личного участия в обороне дали материал для «Туркестанской серии», имевшей колоссальный успех в России и Европе.
Узнав о начале русско-турецкой войны, он немедленно отправляется в действующую армию. Его причисляют к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией. Участвует в некоторых сражениях, пишет этюды, в июне 1877 года получает тяжелое ранение, он попросился на борт миноносца «Шутка», устанавливающего мины на Дунае.
Когда началась русско-японская война, Василий Васильевич поехал опять на фронт. Он погиб 31 марта 1904 года вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.
В. В. Верещагин никогда не писал по заказу. У него было свое видение этого мира, своя философия. Его картины были популярными и скандальными уже при жизни мастера. Как баталист, мастер изображал войну без прикрас. В его творчестве нет торжественных маршей и сверкающих красотой мундиров. Все ужасы войны и бессмысленность происходящего виртуозно описаны в работах художника.
Одна из самых грандиозных и символичных картин мастера - это картина «Апофеоз войны», написанная в 1871 году. На выжженой земле стоит пирамида из человеческих черепов. Многие из них выписаны очень чётко, можно даже определить, от чего умер человек — от пули, сабли или сильного удара. Часть черепов сохранила последние эмоции людей: ужас, страдание, непереносимую муку. На горизонте виднеется разрушенный город. Рядом с пирамидой кружат вороны. Для них, безучастных к судьбе людей уничтоженного поселения, — это пир во время чумы.
Часто Верещагин делал поясняющие надписи на картинах, чтобы пояснить сюжет и сформулировать свои эмоции зрителю. Текст на холсте этой картины гласит: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». То есть своей работой художник напоминает, какой ценой даются военные триумфы.